Личностная готовность ребёнка к обучению в школе включает в себя развитие мотивационной сферы – принятие новой социальной позиции школьника (желание идти в школу, для того, чтобы узнать что-то новое), умение договариваться, общаться, подчиняться законам детских групп; уровень познавательных и социальных мотивов учения выражается в отношении ребёнка к школе, учителям и учебной деятельности, а также развитие эмоционально-волевой сферы, которая заключается в способности ребёнка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учёба, режим школьной жизни; способность управлять своим поведением; возможность долгое время выполнять не очень привлекательное задание.
В практике приходится сталкиваться с тем, особенно при неформальном общении, что дети признаются в своём нежелании идти в школу, объясняя это по- разному. Получается, что желание, которое является движущей силой и считается самым мощным фактором в достижении любых успехов, у них отсутствует. Форсируя способности ребёнка, порой родители рискуют привить у него отвращение не только к обучению в школе, но и к процессу познания вообще.
Даже если дети хотят идти в школу, то ими движут разные мотивы.
Некоторые дети хотят обучаться только потому, что это для них новый социальный статус, внешние красочные школьные атрибуты, новые друзья, с которыми можно играть, новая позиция – стать старше, возможность получать хорошую оценку за любую работу.
Мотивация является действительно сложным, многоуровневым и к тому же изменяющимся психическим явлением. Важно, что для гармоничного психического развития у будущего школьника должна быть сформирована зрелая учебно-познавательная мотивация, устойчивое желание учиться.
Даже если у детей интеллектуальные, социально-психологические и эмоционально-волевые компоненты готовности к школе на высоком уровне, без мотивационной готовности к обучению в школе эти компоненты не могут решать большого значения. Именно внутренняя мотивация, ее настрой являются определяющим моментом успешного обучения будущего ученика.
Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива и семьи в подготовке детей к школьному обучению. Все мероприятия, организуемые в семье и детском учреждении, должны включать ребенка в деятельность, активизирующую как сознание, так и чувства.
Положительные беседы о школе, о школьных правилах, об учителе необходимы ребёнку для формирования личностной готовности. Очень важно меньше обсуждать трудности современного обучения с детьми, не надо их пугать и ругать за то, что они не хотят идти в школу, т.к. повышенная тревожность может снизить их успеваемость, они могут потерять интерес к учёбе.