Памятка для родителей:
«Формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи»
Причинно-следственная связь – связь между явлениями, при котором одно явление, является причиной, при наличии определенных условий порождает другое явление – следствие.
Сущность понятия «причинно-следственные связи» кратко и ёмко охарактеризовал в своём высказывании Ж. Фабр: «Разуму свойственно размышлять, сознавать,
то есть связывать причины и следствия, давать ответ на вопрос «почему», выявлять случайное, обнаруживать закономерное, устанавливать согласованность новых свойств с новыми условиями, находить в цепи происходящего начала и конце.
Причинно-следственные связи неразрывно связаны со временем.
Изменения в мире животных и растений возникают на основе
взаимодействия их с условиями жизни. Вопросы «Почему?» и «Что из
этого следует?» побуждают детей устанавливать причину и
следствие.
Структура умения устанавливать причинно-следственные связи:
1)выделять в предметах свойства;
2)иметь понятие об общих и отличительных признаках предметов;
3)определять в предметах существенные и несущественные признаки;
4)различать необходимые и достаточные признаки предметов;
5)устанавливать родо - видовые отношения;
6)выполнять простейшие умозаключения.
Игры на установление причинно-следственных связей:
Игра «Почему это произошло?»
Предложите ребенку назвать как можно больше причин для следующих ситуаций:
• На улице стояло много людей.
• Дети стояли, открыв рот от изумления.
• Вода в чашке стала мутной.
• Внезапно в комнате погас свет.
• Пение птиц внезапно прекратилось.
• Мама открыла дверь в комнату и ахнула.
Постарайтесь придумать как обычные, так и самые невероятные объяснения ситуаций. Например: мама могла удивиться, увидев подарок на столе или разбитую чашку, а может быть Карлсона, сидящего на подоконнике.
Игра «Что может произойти, если…»
• Если положить лед на ладонь, то … .
• Если у медведя вырастут крылья, то … .
• Если полететь высоко-высоко, то … .
• Если съесть много мороженого, то … .
• Если летом пойдет снег, то … .
Подключите фантазию: если выбросить кусочек хлеба, то его могут скушать птички, он может упасть на голову кому-то, его отнесет ветром в волшебную страну и хлебный кусочек превратится в съедобный домик.
Игра «Продолжи предложения»
• Девочка весело смеялась, потому что … .
• Если наступит праздник, то … .
• Собака печально бродила по улице, хотя … .
• На горячую сковороду капнула вода … .
• Мы уехали и забыли полить цветы … .
• Голодный волк увидел пирожок … .
• Папа открыл кран … .
• Коля упал в яму, потому что … .
• Птицы начали собираться в теплые края, потому что … .
Игра «Найди связь»
Предложите ребенку найти связь между двумя предложениями, на первый взгляд не имеющих ничего общего. Объясните, как все происходило. Например:
Шишка упала с елки.
Автобус не пришел вовремя.
Белка сидела на дереве и упустила шишку. В это время под деревом сидел зайчик, на которого упала шишка. С перепугу трусишка бросился бежать, выскочил на дорогу. Дети, сидящие в автобусе выбежали посмотреть на зайца и разбрелись. Водитель их долго ждал и поэтому автобус не пришел на станцию вовремя.
Игра «Невероятные фантазии»
• Что произойдет, если зима будет круглый год?
• Что произойдет, если рыбы станут летать?
• Что произойдет, если человек будет ростом с дом?
• Что произойдет, если муравьи станут ростом со слона?
Игра «Понимание назначения»
• Зачем каждому человеку имя?
• Для чего нужны светофоры на улицах?
• Зачем нужна печка?
• Почему у ежа иголки?
• Что можно сделать, если ты заблудился?
Игра «Состав предметов и явлений»
• Из чего птички строят свои гнезда?
• Что нужно взять с собой на рыбалку?
• Как получается дождь?
• Что можно подарить собаке на день рождения?
• Как отличить живой предмет от неживого?
Игра «Почему это произошло?»
Предложите ребенку назвать как можно больше причин для следующих ситуаций:
• На улице стояло много людей.
• Дети стояли, открыв рот от изумления.
• Вода в чашке стала мутной.
• Внезапно в комнате погас свет.
• Пение птиц внезапно прекратилось.
• Мама открыла дверь в комнату и ахнула.