Семинар-практикум для родителей детей с ОВЗ
Тема: «Способы развития коммуникабельности и социальной уверенности родителей детей с ОВЗ»
Цель: формирование коммуникативных навыков общения у родителей, представлений об эмоциональных состояниях с ориентацией на их эмоциональную отзывчивость.
Задачи:
1. Создать положительную эмоциональную атмосферу принятия и доверия.
2. Познакомить родителей со способами выражения различных эмоций и чувств человека.
3. Помочь понять причины возникновения разных эмоций, чувств.
5. Обучить навыкам снятия психофизического и эмоционального напряжения.
Категория участников – родители
Продолжительность – 60 мин.
Оборудование: бумага, ручки, карточки, записи с разнообразной музыкой, большие листы с изображением чемодана, корзины.
ПЛАН
1. Регистрация и знакомство с участниками.
2. Упр. «Изобрази квадрат»
3. Выступление заместителя заведующей по ВМР об актуальности проблемы «Коммуникация – что это?»
4. Диагностика (Тест на общительность)
5.Практическая часть.
Способы развития коммуникабельности и социальной уверенности (игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков общения)
6. Заключение. Значение общения в жизни человека (Притча «Страшный сон»)
7. Рефлексия «Чемодан, корзина»
1.Знакомство участников семинара друг с другом.
Все участники семинара-практикума, по кругу, называет свое имя. Затем он сообщает о своем имени что-нибудь.
Например, он может попытаться ответить на такие вопросы:
- Знаю ли я, кто его для меня выбрал?
- Знаю ли я, что означает мое имя?
- Кто еще в семье носил это имя?
2. Упражнение «Изобрази квадрат»
Цель: Разряжение обстановки, знакомство участников тренинга друг с другом.
Все участники выходят на ковер, берутся за руки. С закрытыми глазами изображают на ковре какую-либо фигуру, методом построения, например квадрат, или треугольник. При этом не разговаривают друг с другом.
Рефлексия (5 минут)
- Легко ли вам было рассказывать о своем имени?
- Ели нет, почему?
- Легко ли вам было создавать фигуру, если нет, то почему?
3. Выступление заместителя заведующего по ВМР:
Коммуникативное общение — это близкое общение, приносящее пользу людям, которое направлено на обмен знаниями, информацией, а так же получение удовольствия от самого общения.
Не все люди рождаются со склонностью к развитию коммуникабельности. В процессе приобретения жизненного и профессионального опыта человек учится общаться, контактировать с людьми, эффективно выстраивать нужные связи. Но есть люди, которые в не достаточной мере владеют навыками коммуникативного общения. Дело в том, что один человек сам по себе мало что может. Но если он в состоянии эффективно взаимодействовать с другими людьми, то он может и для себя добиться многого и принести не меньше пользы обществу. Вне сомнения, коммуникабельность является мощным средством достижения любых целей.
Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. В условиях полного одиночества у человека на шестой день начинаются слуховые и зрительные галлюцинации. Он начинает общаться с несуществующими образами.
Нас окружает много интересного, причем весь мир, вокруг нас движется и торопится. Движется вся жизнь: отдых, работа, родные, друзья, то есть все наше окружение не стоит на месте. Но не следует забывать, что вполне можно руководить всеми событиями, происходящими вокруг вас. Самое основное – это правильное и легкое общение с окружающими людьми и всем миром. Это называется искусством общения. Причем, чтобы научиться правильному, непринужденному и легкому общению, чтобы все вас поняли и запомнили надолго, неважно, кто это будет, друзья или враги, нужно найти подход ко всем.
Можно ли научиться общению? Ответ однозначно положительный. В наше время всему можно научиться, было бы только желание. Сегодня вы будете участниками практического занятия, и оно будет посвящено общению.
Сегодня мы с вами попробуем стать «мастерами коммуникаций», ведь коммуникабельность – секрет успеха. Но прежде чем приниматься за дело, необходимо проверить себя. Для этого существует специальный тест на общительность. Давайте посмотрим, насколько мы коммуникабельны?
4.Тест на общительность
Для проведения этого маленького исследования необходимо представить следующие ситуации: (Ответы «Да», «Нет».)
1. Вам поручили выступить с подробным отчетом на совещании, или докладом на конференции. Вы расстроены?
2. Произошел конфликт между вашими коллегами. Начальник просит вас разобраться в нем. Вы боитесь испортить отношения с коллегами?
3. Идет обсуждение какой-то проблемы или предмета. Некто высказывает свое мнение, но оно является неверным. Вы будете спорить с предыдущим оратором, доказывая истину?
4. Предстоит ответственная деловая встреча. Вы нервничаете?
Результаты теста: Если на большинство вопросов вы ответили положительно, вам следует всерьез задуматься, как развивать коммуникабельность. А если ответ «да» присутствует во всех пунктах, то это даже не свойство, а проблема вашего характера. Работа в команде для вас просто невыносима. Непросто складываются и отношения с коллегами. Отрицательный же ответ на данные вопросы – показатель коммуникабельности. Чем их больше, тем выше ее уровень.
Известный психолог Дейл Карнеги советует избегать споров, как гремучих змей. Он считает, что 90% участников спора убеждается в своей правоте еще тверже, чем прежде. Спор практически нельзя выиграть. Так как если вы из спора выходите победителем, то теряете друга, партнера по сделке. Это естественно, поскольку человек чувствует себя неуютно, проиграв в споре.
Чтобы избежать спора, собеседника можно убедить, найти аргументы в пользу своей позиции. Сейчас мы научимся навыкам убеждения.
5. Практическая часть Способыразвития коммуникабельности и социальной уверенности (игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков общения)
Упражнение «Семь богатырей»
Цель: отработать навыки убеждения, умение найти аргументы в пользу своей позиции.
Одна участница будет играть роль царевны. Кто хочет? Остальные поделитесь на команды по 3-4 участника.
Давайте, для того чтобы потренировать умение убеждать, вспомним и разыграем сказку А.С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях. В частности, тот эпизод, где семь богатырей, у которых жила царевна, уговаривают ее выйти за одного из них замуж и остаться с ними навсегда. В нашей сказке будет то же самое, но богатыри, прошедшие ряд тренингов и владеющие даром убеждения, смогут лучше, чем сказочные, убедить царевну отказаться от королевича Елисея и остаться в их доме. Каждая мини-группа должна будет подготовить самые заманчивые предложения для того, чтобы уговорить царевну остаться у них, показать ей все преимущества такого конца сказки.
Вам дается 5 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой группы выступает, обращаясь к царевне со своими аргументами.
Рефлексия: (5 минут)
Какие эмоции вы испытывали, выполняя это упражнение?
После выступлений царевна говорит о том, захотелось ли ей остаться у богатырей, какие плюсы и минусы увидела она в выступлениях каждого.
Следующее упражнение «Завтрак с героем»
Цель: тренировка умений убеждать собеседника
Необходимый материал. Бумага, карандаши.
Представьте себе следующую ситуацию: у каждого из присутствующих есть возможность позавтракать с любым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какой-то момент его жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему.
Запишите имя своего героя на листе бумаги. Теперь поделитесь на пары, в паре надо решить с кем из двоих героев вы будете встречаться. На дискуссию у вас 2 минуты.
Теперь пары объединяются в четверки, которым, в свою очередь, необходимо выбрать только одного героя. На дискуссию у вас так же 2 минуты.
Теперь четвертки объединяются между собой и в течение 2 минут выбирают одного героя.
А теперь объединитесь и решите, с кем вы будете завтракать.
Рефлексия: (5 минут)
§ Почему остался именно этот герой?
§ Легко было уступать и почему вы уступали?
В беседе играет роль настроение. Какие способы поднятия настроение есть, сейчас мы узнаем и заодно подвигаемся.
Упражнение «А я счастлив» (10 минут).
Цель: Узнать о способах поднятия настроения
Мы сидим с вами в круге, нам нужно поставить еще один стул.
Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я счастлив». Следующий, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается и говорит: «А я тоже», третий участник говорит: «А я учусь у... (называет имя любого участника)». Тот, чье имя назвали, бежит на пустой стул и называет способ поднятия настроения, затем все по аналогии повторяется сначала. Повторять имена нельзя.
Рефлексия: (5 минут)
Какой из предложенных способов поднятия настроения показался вам наиболее интересным?
Упражнение «Передать одним словом» (20 минут)
Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.
Оборудования: карточки размером с визитную карточку с напечатанными на них названиями эмоций.
Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.
Рефлексия: (5 минут)
Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
Помимо общения словами, есть не вербальное общение.
Невербальное общение – это все сигналы, символы, жесты, манеры, тембр, мимика, то есть неречевая форма общения, взаимопонимания.
Теперь еще один вопрос: а умеем ли мы слушать?
Важнейшая невербальная составляющая процесса общения – умение слушать. Когда человек внимательно слушает другого человека, в нем буквально все оказывает влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним. В этом случае глаза, поза, выражение лица обращены к говорящему. Рассеянность, безучастность, равнодушие могут привести к обратному результату.
Упражнение «Умение слушать»
Цель: осознание участниками того, что в их поведении помогает партнеру открыто и детально говорить о своих проблемах и состоянии и что может ухудшать его состояние. Ознакомление с приемами слушания.
Участники группы сидят в кругу.
Инструкция: Сейчас мы совершим небольшую прогулку по берегу моря. Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в ваше тело попадает энергия и с каждым выдохом уходят ненужные заботы, переживания, напряжение... Обратите внимание на ваше тело, почувствуйте его – от ступней до макушки. Вы сидите на стуле (в кресле), слышите какие-то звуки, ощущаете дуновение ветерка на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу сделайте это. А теперь представьте, что вы оказались у моря. Вы медленно идете по берегу. Осмотритесь внимательно вокруг: какие вас окружают цвета, звуки, запахи... Посмотрите на небо, на море. Обратите внимание на ваше состояние: какие эмоции, чувства у вас возникают, как они изменяются во время прогулки. Вы никуда не спешите и можете спокойно идти дальше. Возможно, вы захотите зайти в воду и искупаться или посидеть на берегу. Сделайте это... А теперь настала пора вернуться в эту комнату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе: можете сразу открыть глаза или посидеть еще с закрытыми.
Сейчас мы поделимся друг с другом своими впечатлениями. Для этого создадим группы по 3-4 человека. Постарайтесь, чтобы в одной группе с вами оказались в основном те, с кем вы еще не работали в малой группе.
Предлагаю каждому, по очереди, рассказать о своих впечатлениях, о тех образах, переживаниях, состояниях, которые у вас возникали во время нашей «прогулки», а остальные будут внимательно слушать рассказчика, не задавая вопросов, не комментируя и не интерпретируя услышанное. Постарайтесь уловить те моменты, когда вы перестаете слушать. На каждый рассказ потратьте примерно 3-4 минуты.
После завершения этой работы предлагается вернуться в круг и поделиться впечатлениям – на этот раз о работе в малых группах.
Рефлексия: (5 минут). В какие моменты вы переставали слушать?
6. Заключение
Наш тренинг подходит к концу, и я хочу сделать вывод, что реальность и необходимость общения определена совместной жизнедеятельностью людей. Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать. Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека.
В конце нашей встречи я предлагаю вашему вниманию прослушать историю
«Страшный сон»
«Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив, сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и еще от того, как сказать»
Упражнение «Рукопожатие» (1 минута)
«Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Пока я считаю до пяти, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием»
Рефлексия (10мин) Что уносите с собой? Упр. «Мясорубка чемодан, корзина»
7. Рефлексия: «Чемодан, корзина»
Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка. На листочке, который затем приклеивается к плакату с изображением чемодана, необходимо нарисовать наиболее важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забрать с собой и использовать в своей жизни.
Второй листок – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к использованию. Что нужно еще додумать, доработать, «докрутить», отправляется на лист «мясорубка».
На третьем листочке – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в «мусорную корзину», т. е. прикрепить ко второму плакату.
Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.
Литература:
1. Арушанова А.Г. «Развитие коммуникативных способностей дошкольников», М. 2011
2. Гербова В.В. «Коммуникация. Развитие речи и общения»,М., 2005
3. Картушина М.Ю. «Коммуникативные игры для дошкольников», М., 2003
4. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей», Ярославль, 1997
5. Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению. Характер, коммуникабельность», Ярославль, 1977
6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми», СПб., 2003
7. Сидорова У.М. «Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР», М., 2005
8. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать», М., 1999
9. Широкова Г.А. «Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста», М., 2005