Рекомендации родителям:
«Что читать дошкольникам
о Великой Отечественной войне?»
Сколько бы ни прошло времени со дня Победы, события сороковых годов двадцатого века по-прежнему свежи в памяти народа, и не последнюю роль в этом играют произведения писателей. Какие же книги о войне для детей дошкольного возраста можно посоветовать прочитать родителям? Разумеется, самыми интересными для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Что пережили их ровесники? Как вели себя в сложнейших ситуациях?
Детскую литературу о ВОВ можно разделить на две большие части: стихи и проза. Рассказы о Великой Отечественной Войне для детей дошкольного возраста рассказывают о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Эти произведения наполнены информационной составляющей, требующей огромной предварительной работы. Дошкольники сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, ужасаются жертвам фашизма, нападения на мирных жителей.
Правила чтения дошкольникам литературы о войне:
- Обязательно предварительно прочитайте произведение, при необходимости перескажите его детям, зачитав лишь небольшой кусок художественного произведения.
- Проведите обязательную предварительную работу, раскрыв все необходимые информационные моменты.
- Подбирайте художественные произведения по возрасту детей (дополнительную информацию расскажите своими словами).
- Обязательно прочитайте произведения по несколько раз, особенно, если этого просят дети.
Начинать читать книги на военную тематику можно уже младшим дошкольникам. Конечно, им трудно будет понять крупные жанровые формы – повести, романы, а вот коротенькие рассказы, написанные специально для детей, вполне доступны даже детям 3-5 лет. Перед тем как познакомить ребенка с произведениями о войне, необходимо подготовить его к восприятию темы: дать небольшие сведения из истории, акцентируя внимание не на датах, цифрах (их ребята в этом возрасте еще не воспринимают, а на моральном аспекте войны. Рассказать маленьким читателям о том, как мужественно защищали родину солдаты, как погибали старики, женщины и дети; как попадали в плен ни в чем не повинные люди. И только тогда, когда у ребенка будет сформировано представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны.
О том, насколько хрупким может быть мир и как вторжение врага может перевернуть всю жизнь человека, ребята узнают, прослушав книги о второй мировой войне. Война не заканчивается в один день – ее отголоски звучат в сердцах людей десятилетия. Именно благодаря произведениям авторов – современников страшного военного времени, нынешняя молодежь может представить себе события тех годов, узнать о трагических судьбах людей, о мужестве и героизме, проявленном защитниками Отечества. И, конечно же, лучшие книги о войне воспитывают в юных читателях дух патриотизма; дают целостное представление о Великой Отечественной войне; учат ценить мир и любить дом, семью, близких. Сколь ни было бы далеко прошлое, память о нем важна: ребята, став взрослыми, должны сделать все для того, чтобы трагические страницы истории никогда не повторились в жизни народа.
Читаем детям о Великеой отечественнгой войне:
- А.Митяев "Землянка";
-Н.Внуков "Четыре рассказа о войне";
- Л.Кассиль "Твои защитники";
- М.Джалиль "Звезды";
- С.Баруздин "Шел по улице солдат";
- Т. Белозёрова "Майский праздник";
- А.Игебаев "День Победы";
- А.Митяев "Почему армия всем родная";
- С.Михалков "Дядя Степа ветеран";
- З. Александрова "Дозор";
- Е Карасёв "Город - герой";
- М.Исаковский "У самой грантцы";
- Л.Мартынов "Возвращались солдаты с войны";
- Е. Благинина "Шинель", "Папе на фронт";
- С. Михалков "Победа";
- Е.Воробьев "Последние выстрелы";
- С.Михалков "После Победы", "Быль для детей".